13.10.2012

Особенности экзаменационной модели по литературе в 9 классе


Типы заданий на ГИА по литературе в 9 классе
Экзаменационная модель по литературе в 9 классе отличается по ряду концептуальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам.
В КИМ не включены как задания с выбором ответа, так и задания с кратким ответом, хотя этот тип экзаменационных вопросов активно используется в ЕГЭ по литературе для 11 класса.
В экзаменационной работе 9 класса по сравнению с КИМ ЕГЭ в большей степени реализован принцип вариативности. Так, выпускники 9 класса могут выбрать один из вариантов части 1, а также имеют более богатый выбор тем сочинений в части 2 (одно задание из четырёх). Первый вариант 1 части предполагает
работу с эпическим либо драматическим фрагментом, а во втором варианте предусматриваются задания по лирическому тексту.
Центральное место в КИМ, как и ЕГЭ, занимает работа с художественным текстом. Фрагмент (или полный текст) литературного произведения включён в часть 1 экзаменационной работы и обеспечен системой заданий, требующих написания развёрнутых ответов ограниченного объёма.(задания 1.1.1. и 1.1.2; 1.2.1. и 1.2.2)
Важным направлением работы на экзамене является выполнение сопоставительного анализа основного текстового фрагмента (лирического стихотворения) с дополнительным, приведённом в самом задании.(задание 1.1.3 и 1.2.3)

Это задание вызывает наибольшую сложность для учащихся 9 класса, так как требует от выпускника активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос.
В цели экзамена по литературе для 9 класса не входит прямая проверка терминологической грамотности выпускника. Но всё-таки следует отметить необходимость грамотного и уместного использования литературоведческой терминологии при создании учеником развёрнутых письменных высказываний. Эти умения и навыки выявляются при анализе развёрнутых ответов благодаря применению специального критерия. Среди критериев оценивания работ учащихся есть такой пункт: «при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия».

Обобщая сказанное, в целях более успешной подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 классов по литературе можно рекомендовать:
- обратить внимание на формирование у школьников умения анализировать лирическое произведении;
- добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов в практике школьного анализа художественного произведения;
- активнее формировать навыки сопоставительного анализа литературных произведений.

4 комментария:

  1. ангелина молева11 декабря 2012 г. в 21:27

    Здравствуйте, спасибо за полезный материал. Надеюсь,что ваша статья поможет хорошо подготовиться к гиа по литературе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ангелина! Почаще заглядывайте на страницу "ГИА". Здесь вы найдёте много полезной информации, которая поможет вам подготовиться к экзамену по литературе. Удачи вам!

      Удалить
    2. ангелина молева13 декабря 2012 г. в 22:27

      Спасибо большое еще раз, буду обязательно следить за обновлениями вашего материала.

      Удалить
    3. Приветствую вас, Ангелина! Если при подготовке к экзамену у вас возникнут какие-нибудь вопросы, вы можете их задать. Постараюсь помочь вам. Буду рада новой встрече с вами на страницах блога.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...